ЧТСТ представил премьерный спектакль о красоте и силе жизни

Челябинский театр современного танца представил первую премьеру сезона 2024/25 – спектакль о любви и жестокости «Однажды рыба встала и пошла». Показ состоялся 28 октября на сцене Молодёжного театра. Хореографом выступил танцовщик ЧТСТ, за спиной которого уже есть постановочный опыт, Дмитрий Чегодарь. Но если предыдущие работы артиста представляли собой либо спектакли малой формы, созданные в соавторстве с другими танцовщиками, либо моноспектакль, то на этот раз хореограф представил зрителям произведение большой формы. На протяжении часа шесть танцовщиков создают максимально насыщенное смыслами и образами визуальное полотно зарождения и развития жизни.

Главные действующие лица – рыбы, они могут трансформироваться в сирен или рыбаков, но неизменным остаётся одно – ощущение нашего «кровного родства» с ними. Так же, как и люди, они борются за жизнь, любят, страдают, причиняют боль и прощают.  Эта концептуальная антропоморфность удивительно контрастирует с хореографическим языком, который, напротив, максимально точно и выразительно передаёт физику существования морских обитателей.

«Я старался застраивать каждый эпизод, исходя из определенной телесности, свойственной тому или иному существу. Где-то персонажи — просто люди: мы показываем, как классно может двигаться, танцевать современный человек. Потом — рыбаки и рыбы, потом сирены, которые начинают мучить своих мужчин… И каждый раз мы с артистами старались находить какой-то особенный характер движений, показывать эволюцию. И, конечно, искать некую первородность пластики: наша природная телесность, животная, проявляется в нас в какие-то моменты минимального контроля тела. Пока мы в социуме, в обществе — мы себя очень контролируем. А когда ты забываешься на мгновение — хоп, и эта первородность выплывает на поверхность!», — рассказывает автор постановки Дмитрий Чегодарь.

Первородная телесность, даже физиологичность пластики, является отличительной особенностью хореографической работы, которая создаёт эффект погружения в бездны мирового океана, из которого вышла жизнь. Она сильная и прекрасная. Но в то же время может выглядеть уродливой – в моменты, когда вынуждена бороться за себя, глотая воздух ртом, как выброшенная на сушу рыба. Или хрупкой – когда, едва явившись в мир, «пожирается» сородичами.

И теме не менее финал спектакля напоминает: несмотря на «животность» и потому присущую ей жестокость, жизнь прекрасна — в ней есть место любви. Да, любовь может трансформироваться в свою противоположность – жестокость. Жестокость может мимикрировать под любовь. Но, возможно, умение вовремя разглядеть эти метаморфозы и сделать выбор в пользу сострадания – та «сила», которая позволит человеку совершить переход на новую эволюционную ступень. И закон естественного отбора, который при сильном упрощении звучит как «выживает сильнейший», будет восприниматься иначе.